Акриловая живопись

Слово «патина» пришло из итальянского языка и первоначально обозначало зеленоватый налет, появляющийся на медной или бронзовой поверхности в результате ее взаимодействия с кислородом. Однако в лексиконе художников и скульпторов слово «патина» обозначает всевозможные эффекты, придающие картинам старинный вид. Патинирование отлично подходит как для предметной, так и для абстрактной живописи. Возможности создания элементов старения невероятно многообразны и включают в себя такие эффекты, как ржавчина, пожелтевший грунт, для создания которого используется шеллак, или античный воск, или потертые поверхности.
Многие эффекты старения возникают в результате умышленного неправильного использования материалов. Например, когда краска наносится густо, а процесс сушки ускоряется, на картине появляются трещины. Выразительные эффекты также возникают при несовместимости материалов, например при соединении шеллака с акварелью.
Конечно, полученный результат не всегда можно предугадать, поэтому полностью повторить примеры, приведенные в книге, скорее всего не удастся. Но это не имеет никакого значения, ведь вы почувствуете, что именно спонтанность придает этой технике особое очарование. Поэтому мы настоятельно рекомендуем предварительно опробовать материалы, а свои первые работы выполнять в небольших форматах.
Желаем Вам радости и вдохновения в Ваших творческих экспериментах с различными техниками патинирования.


Материалы и техники

Акриловые краски

Представленные в книге картины в основном были написаны акриловыми красками. Эти краски весьма просты в использовании. Они быстро сохнут и хорошо сочетаются с другими живописными приемами и техниками патинирования. Высохшие акриловые краски образуют прочную пленку, которая хорошо поддается шлифовке или обработке кислотосодержащими растворами, предназначенными для патинирования. Акриловые краски растворяются водой, но после высыхания становятся водостойкими.
Это позволяет работать быстро, нанося краску в несколько слоев и не повреждая при этом предыдущих слоев. Поэтому акриловые краски отлично подходят для лессировки. В техни-ке патинирования она особенно важна. При лессировке краска сильно разбавляется водой, так что основной фон просвечивает сквозь нее.
Другим способом нанесения краски является гранулирование. При таком приеме краска наносится на поверхность сухой кистью в очень небольшом количестве, так, чтобы она оставалась только на возвышенностях. Этот способ используется тогда, когда необходимо подчеркнуть рельефные структуры.

Клеящие составы и шпатлевки на акриловой основе

Клеящие составы на акриловой основе хорошо подходят для скрепления легких материалов, например бумаги. Молочно-белая смесь после высыхания становится бесцветной и гарантирует прочное соединение. Элементы коллажа, наклеенные таким образом, после полного высыхания можно красить в любой цвет. Шпатлевки или структурные пасты на акриловой основе представляют собой однородную массу и в первую очередь служат для создания рельефных поверхностей. Также эти материалы применяются для выравнивания и сглаживания переходов между объемными элементами коллажа. Их можно окрашивать или смешивать с другими материалами, например песком, гравием или древесной стружкой. Структурированная основа, создаваемая таким образом, после окрашивания отлично подойдет для создания эффектов старения. После полного высыхания структурные пасты и шпатлевки легко поддаются шлифовке. Прозрачные шпатлевки подходят для склеивания массивных элементов коллажей, закрашивать которые не нужно.

Коллажи

Использование коллажных мате-риалов в сочетании с лессировкой акриловыми красками и разнообразными техниками искусственного старения раскрывает поистине безграничные возможности для творчества. К тому же коллаж усиливает и углубляет содержание художественной работы. Работая с материалами, имеющими непосредственное содержательное от-ношение к представляемому в работе мотиву, можно добиться появления второй, более выразительной изобразительной плоскости. При этом выбор отдельных изобразительных элементов и коллажных материалов является такой же важной частью художественного процесса, как и непосредственная работа над сюжетом.
Если коллаж в процессе выполнения будет покрываться водосодержащими красками или лаками, например кракелюрным лаком, его элементы должны быть приклеены очень крепко. Идеальным средством в этом случае выступают клеящие составы, структурные пасты и шпатлевки на акриловой основе.

Коллажные материалы

В зависимости от желаемого результата для создания коллажей используются разнообразнейшие виды бумаги: например наклеенная на основу шелковая и тонкая бытовая бумага делают поверхность оживленной. Для работ, которые должны выглядеть состарившимися и потускневшими, используются натуральные сорта бумаги. Для использования на верхних изобразительных слоях отлично подходят разные сорта очень тонкой японской бумаги, поскольку после высыхания она становится прозрачной.
Благодаря фотокопиям в коллаж можно включать тексты, различные изображения, фотографии. Их можно печатать на любой бумаге, даже на водостойкой. К тому же черный тонер вполне светоустойчив. Картон и картонажные изделия, обладающие четкой структурированной поверхностью,станут прекрасной основой для коллажей. Их обычно прикрепляют при помощи структурной пасты. Бристольский картон и картон для паспарту можно приобрести в специализированных магазинах. Также при создании коллажей можно использовать упаковочный материал. Весьма оригинально в коллаже смотрятся проволока и металлические детали. Эти довольно тяжелые элементы крепятся с помощью структурной пасты.

Трещины

Искусственно созданные трещины придают картине вид старинного произведения. Как и большинство красок, акрил, при правильном использовании, высыхает, не оставляя трещин. Чтобы они проявились, нужно прибегнуть к вспомогательным средствам. Существуют разнообразные техники, и их выбор зависит от желаемого эффекта.

Эмульсионные краски

При помощи эмульсионных красок на картинах можно создавать искусственные трещины. Обычно такие краски используют для тонкого равномерного нанесения цвета, например при окраске стен. Если наносить их слишком толстым слоем, появляются трещины - этот прием можно использовать целенаправленно. Латексные краски не подходят для создания этого эффекта из-за слишком большого содержания клеящего вещества - после высыхания цветовой слой остается подвижным. Для получения глубоких и выразительных трещин лучше всего подойдет белая краска для внутренних работ. Чем толще ее слой, тем выразительнее будут трещины, а если быстро высушить краску при помощи фена - они увеличатся. Созданные таким образом трещины после полного высыхания можно покрыть слоем лессировки, это усилит впечатление состарившейся картины.

Кракелюрный состав

Кракелюрный состав предназначен для работы с водорастворимыми красками. Вытягивая из краски жидкость, он создает на поверхности трещины. Сначала на сухую окрашенную основу наносят прозрачный состав. После того как он подсохнет, можно накладывать краску. Работать с краской нужно очень быстро и наносить ее в один слой. Из -за принятой воды кракелюрный состав становится жидким, так что дополнительные слои краски помешают образованию трещин. Чем толще слой краски, наносимый на состав, тем шире получаются трещины. Направление и рисунок трещин зависят от движения кисти. Поскольку сам состав остается прозрачным, трещины принимают цвет основы.

Кракелюрный лак

Кракелюрным лаком можно покрывать уже готовые картины, тем самым придавая им старинный вид. Эту технику можно использовать как в предметной живописи, так и в коллажах. Конечно, этот способ требует больших затрат времени, но результат обещает быть велико-лепным. При работе в этой технике необходимо неукоснительно соблюдать все рекомендации производителя, а также предварительно опробовать способ на черновике.
1. Равномерно нанесите на картину грунтовой лак, в состав которого входит растворитель. Этот слой лака должен подсохнуть, но на ощупь оставаться липким. Лак ни в коем случае не должен высохнуть до конца, иначе трещины не получатся.
2. После того как первый слой грунтового лака подсох, можно наносить водорастворимый кракелюрный лак. Разное поверхностное натяжение обоих компонентов при высыхании приводит к растрескиванию грунтового лака. Слой кракелюрного лака должен сохнуть несколько часов. Внимательно следите за указаниями производителя. Если ускорить процесс высыхания, например, при помощи фена, то трещины получатся более крупными, а при обычном высыхании на воздухе трещины будут меньше. Чем тоньше второй слой лака, тем более мелким и изысканным получится рисунок трещин.
3. Чтобы сделать трещины более заметными, можно использовать дополнительное окрашивание. Для этого нужно нанести небольшое количество масляной краски желаемого тона. На светлом фоне работайте темной краской, на темном фоне - светлой. Масляную краску следует наносить чистой тканью без ворса, при необходимости разбавляя ее средствами для водостойкости и блеска. Прежде чем приступить к заключительному этапу, убедитесь, что краска полностью высохла.
4. После полного высыхания краски (минимум 24 часа) слой кракелюрного лака аккуратно снимите влажной салфеткой. Со слоем лака также удаляется масляная краска, покрывающая всю обрабатываемую поверхность. После этого основа проступает в своем первоначальном цвете.

Окисление металлов

Возможность создания эффектов патинирования в живописи предлагают так называемые наборы для патинирования, при помощи которых можно искусственным путем оставить на металле следы ржавчины или покрыть его зеленым налетом. Работа с наборами для патинирования проходит в два этапа. Сначала на основу наносят первый компонент металлосодержащую грунтовку, в состав которой входят железо, медь или латунь, или же металлическую фольгу. Затем основу обрабатывают вторым компонентом - окислителем. Он вызывает химическую реакцию, благодаря которой железо очень быстро покрывается ржавчиной, а медь окисляется. Оба компонента можно приобрести как в наборе, так и по отдельности. При работе с наборами для патинирования необходимо в точности следовать указаниям производителя и для начала опробовать эффекты на черновике, чтобы познакомиться с материалами.

Ржавчина

Чтобы покрыть всю поверхность или небольшие участки картины настоящей ржавчиной, нужно предварительно обработать ее металлосодержащей грунтовкой. Ее можно наносить щетинной кистью или специальным шпателем. После полного высыхания грунтовки можно наносить жидкий окислитель. Очень скоро металл, содержащийся в грунтовке, начинает реагировать с окислителем, и образуется ржавчина.

Зеленая патина

Когда недрагоценные металлы, например медь или латунь, реагируют с кислородом, происходит окисление и на их поверхности образуются следы. Со временем эти темные пятна приобретают различные зеленые оттенки. Этого эффекта также можно достичь с помощью соответствующего набора для патинирования. В магазинах продаются различные наборы, включающие в себя металлическую фольгу или грунтовки, в состав которых входит медь или латунь. В этом случае также сначала наносят слой грунтовки, а на следующем этапе - соответствующий окислитель. Сами эффекты и их тон зависят от типа грунтовки и окислителя.

Эффекты патинирования

Шлифовка
Еще один эффект, напоминающий старую потрескавшуюся штукатурку, появляется при шлифовке закрашенных поверхностей. Для этого лучше всего подойдет твердый древесный грунт, поскольку только его можно шлифовать наждачной бумагой. Акриловые краски и шпатлевки, нанесенные на основу, можно обрабатывать как рукой, так и шлифовальной машинкой. Пыль, образующуюся при шлифовке, следует аккуратно удалять, иначе она может испачкать краску, которая будет наноситься позже. Холсты, как правило, не подходят для шлифовки. Но если необходимо обработать таким образом холст или некоторые его участки, проложите между самим холстом и подрамником плоскую доску, иначе на холсте могут проявиться ненужные очертания рамы или досок, сходящихся в центре подрамника.
Античный воск
Античный воск, продающийся в специализированных магазинах, придает картинам пожелтевший вид и, в зависимости от впитывающей способности основы, даже шелковистый блеск. Крайне интересные эффекты получаются на шершавых поверхностях. Воск наносят в самом конце работы в несколько слоев и втирают в углубления куском мягкой ткани. Сначала нанесите небольшое количество воска, чтобы проверить получающийся эффект.
Шеллак
Шеллак продается либо в «хлопьях», либо в жидком виде и бывает разных цветов. Шеллак разбавляют спиртом. Его можно наносить сухим, создавая пленку на уже готовой картине - это придаст ей пожелтевший, состаренный вид.
А можно использовать жидким - его наносят как лессировку или разбрызгивают на поверхность картины. При высыхании шеллак образует неповторимые структуры, напоминающие выветрившиеся камни или пятна воды.
Лессировка
Очень простой и эффектный метод придания старинного вида поверхности с уже сформированной структурой заключается в обработке ее цветной лессировкой. При этом используемые тона должны выглядеть максимально «грязными», как, например, соединение коричневого, зеленого и/или черного. 

Инструменты

Карандаши для создания эскизов
Для создания предварительных эскизов следует запастись набором цветных карандашей, пригодных для работы на разных поверхностях. Смываемые водой цветные карандаши допускают исправления в ходе рисования и подходят для работы по гладкой основе. Пастельные карандаши «Pitt» фирмы Faber-Castell также смываются водой, но подходят для рисования на грубой поверхности.
Кисти и шпатели
Акриловые краски, клеящие составы, структурные пасты и металлосодержащие грунтовки из набора для патинирования можно наносить как шпателем, так и кистью. Для рисования акриловыми красками вы можете выбирать между круглыми и плоскими кистями, изготовленными из синтетических волокон или натуральной щетины. Для нанесения клеящих составов на акриловой основе и средств для создания эффектов патины достаточно приобрести кисти из натуральной щетины любого размера. Дорогие художественные и волосяные кисти очень быстро будут испорчены средствами для патинирования. Что касается работы шпателями, то лучше всего подойдет мастихин. Различные формы и эластичность лезвия позволяют наносить краску, прорабатывая детали. Японские шпатели отлично подходят для нанесения краски на большие поверхности.
Ножницы и ножи
При создании коллажей вам, безусловно, понадобятся хорошие ножницы и нож. Для работы с ножом также необходим коврик для резки.
Шлифовальные материалы
Для шлифования поверхности картины потребуется наждачная бумага разной зернистости. Облегчит работу шлифовальный брусок. На большой плоскости можно использовать шлифовальную машинку.
При работе с ней следует начинать с бумаги самого мелкого зернения, чтобы не снять с поверхности сразу слишком большой слой. Если нужно обработать края деревянной основы, можно использовать такие инструменты для обработки дерева, как стамеска, молоток и напильник.
Ветошь
Для нанесения цветного воска, окислителя, краски или шеллака обычно используют мягкие салфетки или ветошь.


 

 

 

 




 


 


 

 

 

 

 

Copyright © 2010 Галерея искусств Art-indoor
Яндекс.Метрика